Виталий продолжает художественную династию Касаткиных, работающих в технике рельефной живописи. Эта уникальная манера передается через поколения. В Международной гильдии мастеров Виталию Касаткину подали идею — попробовать писать картины нефтью, которая дает дополнительные возможности для творческих поисков. Она медленно высыхает и позволяет вносить изменения, дорабатывать полотно на протяжении 10 часов. Оказалось, что нефтяная палитра способна заменить привычные краски.

Художник использует в работе более 20 сортов нефти. Сахалинская имеет бежевый оттенок, черное золото из Ижевска — красноватый. Самая темная и густая нефть — якутская. С ее помощью Виталий Касаткин придает картинам рельеф. Как рассказала куратор выставки Дарья Овчинникова, в арсенале художника есть нефть и из гомельских месторождений.

Виталий Касаткин отметил, что нефть как материал для творчества дает ему энергетический заряд. Свои картины он пишет часами, не только в дневное время, но и ночью. Магия черного золота притягивает и вдохновляет, но много времени занимает сушка работ. Первую нефть для своих картин художник попросил у железнодорожников, а теперь главный материал для его творчества презентуют на выставках и мастер-классах представители нефтяных компаний, администрация регионов, в которых обнаружены месторождения нефти.

Творчество Виталия Касаткина окружает аура таинственных совпадений, которые успели превратиться в приметы. Многие хотят приобрести картины, написанные нефтью. Считается, что они притягивают удачу, способствуют финансовому благосостоянию. А во время мастер-классов художника, которые он проводит на презентациях, нефть дорожает в цене. Поэтому сегодня Виталий старается работать максимально активно. Выставка его работ «Нефть как искусство» начала свое творческое путешествие из Якутии, где мастер-класс собрал более
700 участников, побывала в крупных городах России. Презентации работ состоялись в Финляндии, Туркменистане, Казахстане, а теперь и в Беларуси.

На полотнах запечатлены пейзажи Алтайского края и Сахалина, Охотское море, Ленские столбы в Якутии, северное сияние Таймыра. Серия работ посвящена Петербургу. Белорусам было приятно увидеть написанный нефтью Мирский замок. В апреле Виталий Касаткин уже приезжал в Минск — в Музее современного изобразительного искусства был организован его мастер-класс. Все посетители выставок Виталия Касаткина могут лично прикоснуться к искусству — оставить свой след на общей картине, попробовать рисовать нефтью. В декабре коллективными стараниями на полотне появилась средневековая крепость.

Художник рассказал, что намеревается создать картину, в которой будут использованы все оттенки нефти, добываемой в России. Также художник готовит белорусский проект под рабочим названием «Окна». В нем он покажет красоты и главные исторические и архитектурные памятники нашего края, на которые каждый сможет взглянуть, будто из окна собственного дома.

Свое творчество родной Беларуси посвящает гомельская художница Людмила Жиженко. Она давно освоила необычную технику написания пейзажей и натюрмортов нефтью. Возможно, за необычным направлением в изобразительном искусстве закрепится название «нефтизм».